Оноре де Бальзак (1799-1850) – один из великих авторов всемирной литературы. Он добился успеха не только во Франции, но и во всей Европе. К его большому таланту присоединилась нестандартная личность, которая заставила предпринять несколько безумных дел. В результате Бальзак разорился. Кредиторы преследовали его повсюду, и он был вынужден прибегнуть к неустанной работе. Дни на пролет писал новые книги, чтобы погасить долги.
С 1840 по 1847 год Оноре де Бальзак арендовал под вымышленным именем симпатичный домик с садом (расположенный сегодня в 10 минутах от Эйфелевой башни). Благодаря своему проекту, дом неоднократно помогал ему убегать от кредиторов.
Именно здесь Бальзак написал множество своих произведений, в том числе «Человеческая комедия» – один из самых грандиозных литературных проектов за всю историю.
Содержание
Самый успешный проект Бальзака
Успех к Бальзаку пришел в 1831 году, когда ему было чуть больше 30 лет. Оставшиеся почти 20 лет жизни он посвятил титаническому проекту, который назвал «Человеческая комедия» (в отличие от «Божественной комедии» Данте). В нем автор намеревался изобразить все общество своего времени в серии из более чем 100 романов. Согласно его собственной метафоре, он намеревался анализировать и классифицировать «социальные типы» с той же тщательностью, с какой натуралист классифицирует свои растения в гербарии.
Все романы были разделены на серии, которые иллюстрировали общество того времени, сегментированные по социальному классу, возрасту и профессии.
Романы, посвященные обычаям, были разделены на 6 серий:
- Сцены из личной жизни
- Сцены из провинциальной жизни
- Сцены из парижской жизни
- Сцены из политической жизни
- Сцены из военной жизни
- Сцены из деревенской жизни
Перепрыгнуть свою цель
Цель данной работы Оноре де Бальзака – «составить конкуренцию органам записи актов гражданского состояния». Его собственный «гербарий» должен был содержать копии всех социальных типов, существующих в обществе.
Однако планы зашли намного дальше. Кроме того, что он собирал, классифицировал и описывал каждый вид, в результате решил анализировать причины и принципы. Поэтому в дополнение к романам, изучающим обычаи, были добавлены две другие серии, состоящие из рассказов и эссе: «Философские исследования» (в которых анализировались причины), и «Аналитические исследования» (в которых анализировались принципы).
Таким образом, он создал параллельный мир, состоящий из персонажей, которые снова и снова появлялись в его романах. В зале музея выставлены типографские пластины и несколько статуэток с портретами сотен персонажей.
В музее также выставлено несколько печатных страниц «Человеческой комедии» с множеством исправлений и дополнений Бальзака, которые перевернули печатников с ног на голову.
Сверхчеловеческая работа
Работоспособность Бальзака вызывает восхищение современников. Он мог погружаться в дело на 18 часов, и даже во время еды, непрерывно писать. Его любимая кофеварка была таким же незаменимым инструментом, как ручка и бумага. Он пил до 50 чашек в день, чтобы держать свои умственные способности в постоянном напряжении.
Вот как Бальзак резюмировал свои рабочие дни в 1845 году: «Работать – значит вставать каждый день в полночь, завтракать через четверть часа, работать до 5 часов дня, обедать, ложиться спать, а затем начинать все сначала».
Это титаническое и продолжительное усилие сказалось на нем, приведя к быстрой смерти. По словам доктора Накварта, который заботился о нем с юных лет, «старое сердечное заболевание, усугубленное работой всю ночь и злоупотреблением кофе, скоропостижно настигло жизнь».
Посещение дома-музея Оноре де Бальзака
Только кабинет, в котором работал Бальзак, сохранился таким, каким он был при жизни писателя. Это настоящее святилище музея. Даже стол – оригинал, с чернильными пятнами, оставшимися при письме. Ценители посещали эту комнату уже после смерти автора, задолго до того, как дом стал музеем.
Остальные комнаты претерпели немало изменений. К тому же музей сегодня более обширен, чем квартира, которую занимал Бальзак. Сейчас это три этажа экспонатов, в то время, когда писатель жил только на этаже, выходящем в сад. Два других этажа были заняты иными арендаторами.
В музее можно увидеть:
- Личные воспоминания писателя: его кофеварка, рабочий стол, библиотечная мебель, знаменитая трость (известная во всем Париже), часы и другая его утварь.
- Очень интересен зал, где выставлены печатные страницы «Человеческой комедии» с исправлениями и дополнениями.
- Многочисленные портреты Бальзака: гравюры, рисунки, бюсты.
- Портреты персонажей его близкого окружения: родителей (недовольство которых было отмечено в его детстве, дальнейшей жизни и его литературном творчестве), сестры, возлюбленных и друзей.
Интерес к визиту
Музей призван представить жизнь Бальзака и, в особенности, «Человеческую комедию». Параллельный мир, созданный зловещим воображением автора.
Для тех, кто не знает писателя или не интересуется его фигурой, музей будет малопривлекательным.
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: посещение музея бесплатно только тогда, когда в нем нет временных выставок. Перед тем как отправиться, лучше проверить эту информацию на официальном сайте: maisondebalzac.paris.fr.
Практическая информация
Адрес: | 47 Rue Raynouard, 75016 Paris, Франция |
Время работы: | Со вторника по воскресенье: 10:00-18:00 Понедельник: выходной |
Цена: | Бесплатно. Кроме временных выставок |
Как добраться: | Метро: 6 линия (остановка Passy) Автобус: 72 RER: линия С (Авеню Кеннеди, Радио Франция) |